Ассоциация  технических газов
                              "ПРОМГАЗ - XXI ВЕК"
   
  
                           
Ассоциация производителей и потребителей технических
                                 (промышленных) газов и  криогенного оборудования


                                    
       Industrial Gases Assosiation
                                                    
" PROMGAS - XXI Century"
            
 Assosiation of Industrial Gases and Cryogenic Equipment Producers & Consumers  
 
 
 
                Эта страница сайта находится в процесссе создания
                                         This web page is under construction
                                                                    
                                                                            
       

                                          Транспортировка  технических  газов

                       Transportation  of  Industrial  Gases                                                                                                                  

                                                                                             Июнь  2011 г.

                                                                                                 

                                                Средства транспортировки газа
                                                  Means of  Gas Shipment

                                           



США -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ        USA- ENGLAND


Перспективное транспортное средства для морской доставки СПГ 

7 мая 2007 года. Новейший газовый супертанкер «Mozah» ( названный по имени шейха Катара – Mozah Bint Nasser Al-Missned.) впервые швартуется у первой очереди терминала South Hook на юго-западном побережье Великобритании, доставив за один рейс  266 тыс. кубометров СПГ. На этом фото читатель видит голубой дымок из трубы супертанкера, что говорит об испозовании традиционного судового топлива. Однако с 2011 года на Западе запускаются в производство судовые двигатели нового типа. Их топливом будет испаряющаяся фракция СПГ ( агентом испарительной системы является забортная океанская вода).  Супертанкеры с новыми судовыми двигателями будут более экономичными и более экологичными, чем ныне существующие.
 
Морская транспортировка СПГ: экономика и политика в одном газовом супертанкере.

Энергетической безопасность для стран Евросоюза  заменила собой  сегодня проблему военной безопасности для стран Западной Европы 50-х - 80-х годов ХХ века. Но вновь, как и 20 лет назад, западноевропейцы тесно связывают этот новый аспект европейской безопасности с Россией. По мнению противников тесного сотрудничества Евросоюза с Россией,( последние - в основном из рядов «евроатлантистов» – США и Великобритании)- сегодня слишком многие европейские страны слишком зависимы от поставок энергоносителей, прежде всего природного газа, поставляемого Россией , представленной на газовом рынке Европы лишь одной корпорацией глобального значения – ОАО «Газпром».
 
Для того чтобы обеспечить  для себя наиболее благоприятные условия для поставок энергоносителей,  Евросоюз и США предпринимают самые различные  меры. Их спектр весьма широк и разнообразен. От  предложений заключить выгодную для себя «Энергетическую Хартию» и попыток «экологического торможения» различных российских проектов альтернативных маршрутов поставок газа в Западную Европу, минуя транзитные страны -Украину , Белоруссию и Польшу, до реализации собственных крупных проектов по транспортировке газа , которые могли бы обеспечить альтернативные  российским  поставки  природного газа из иных газодобывающих стран. При этом речь идет об альтернативных поставках в очень больших объемах. Бурно развивающиеся на Западе технологии в производстве и транспортировке сжиженного природного газа
   ( СПГ) супертанкерами-метановозами большого водоизмещения вполне позволяют добиться этой цели.
 
С учетом этого обстоятельства представляются весьма интересными сообщения о различных крупных СПГ проектах во всем мире: проекты производства СПГ в развивающихся странах и проекты транспортировки и регазификации СПГ в странах потребителях из Европейского Союза. Проекты, о которых мы пишем ниже как раз и относятся к категории таких важных альтернативных проектов поставки природного газа в ХХI веке. Перефразируя известный рекламный слоган для шампуня "Head and Shoulders", можно сказать, что новые проекты морской поставки СПГ есть не что иное как «экономика и политика в одном флаконе», а точнее – в танкере –метановозе , способном за один рейс доставить несколько сот тысяч кубометров сжиженного газа в любую точку мира. Если учесть, что количество подобных газовых супертанкеров постоянно растет, то возникают даже сомнения – чего больше в этих «суперфлаконах» - экономической целесообразности или энергетической политики? Последнего, как нам кажется, в этом "суперфлаконе" не меньше первого.
 
Для транспортировки огромных объемов СПГ по морю необходимо создание соответствующей инфраструктуры как для отгрузки, так и для приемки и последующей регазификации полученного морем СПГ. Проекты создания подобных терминалов существуют и они весьма быстро реализуются.
 
К таким уже реализованным проектам следует отнести  South Hook LNG Terminal, самый крупный СПГ терминал в Европе,  предназначенный  для приема  танкеров-метановозов   на юго-западном побережье Уэльса, в  глубоководной бухте Milford Haven. Строящийся терминал СПГ является британским совместным предприятием, в котором 67,5% акций принадлежат катарской государственной корпорации Qatar Petroleum, а 24,15% и 8,35% принадлежат,  соответственно, американской  корпорации ExxonMobil и французской  Total.
 
Почему у небольшого государства Катар почти три четверти всех акций этого британского супертерминала? Потому что Катар является главным поставщиком СПГ на этот терминал и для того чтобы обеспечить адекватную отправку СПГ морем в Великобританию в Катаре ведется еще одно крупное строительство. Также терминала, но с целью отправки СПГ. Американская корпорация FLUOR уже осуществила поставки оборудования ( включая емкости для хранения СПГ, криогенные насосные станции для закачки СПГ в танкеры и т.п)  и обеспечила квалифицированными кадрами этот проект «RasGas” на сумму 1,5 миллиардов долларов. «RasGas» также является совместным предприятием, в котором государственной компании  Qatar Peroleum  принадлежит 70% акций,  а американской ExxonMobil Corporation – 30% .

Морская  перевозка СПГ на маршруте между  терминалами RasGas и  South Hook  будет осуществляться пока 14 газовыми супертанкерами, которые обычно принимают на борт в свои криогенные (низкотемпературные) танки СПГ в объеме от  138 тыс. кубометров до 145 тыс. кубометров. Спущенные на воду в 2007 и 2008 году супертанкеры серии D-Flex  и  D-Max  перевозят еще больше СПГ – соответственно, 210 тыс. и 260 тыс. кубометров сжиженного (при температуре  196 градусов ниже Цельсия) природного газа. Если учесть, что при регазификации, (то есть при превращении сжиженного низкотемпературного газа в обычный газ при нормальном давлении и температуре) один кубометр СПГ преобразуется в 600 кубометров обычного природного газа ( что в свою очередь является топливным эквивалентом равным одному литру бензина), то за один рейс супертанкер D-Max может доставить из Катара в Великобританию  156 МИЛЛИОНОВ кубических метров газа, эквивалентных 156 миллионам литров бензина с высоким октановым числом.
 
Много это или не очень? Если взять, например, годовое потребление газа такой небольшой европейской страной как Венгрия ( 15,5 миллиардов кубометров в 2007 году), то для годичного обеспечения газом  всей этой страны необходимо всего 100 рейсов супертанкеров D-Max. Жаль только, что швартоваться в озере Балатон они не смогут. Но, если говорить совсем серьезно, то при полном объеме газового экспорта России в Европу на уровне около 124 миллиарда кубометров в год, для того чтобы полностью отказаться от российского газа необходимо осуществить менее  одной тысячи рейсов таких супертанкеров в год.

 Зная по истории Второй мировой войны чудеса военных перевозок по морю из США в Европу нет никаких сомнений, что в случае необходимости по причинам «энергетической безопасности» США могут очень быстро организовать производство и транспортировку ( а если нужно, то и охрану) такого количества сжиженного газа супертанкерами, которое они сочтут нужным. Никаких технических проблем для США и ее союзников в этом нет. Нам, россиянам, жителям континентальной Евразии, очень трудно понять, что реально могут быстро, и при этом  хорошо, сделать для перевалки огромного количества груза морем именно морские державы, прежде всего США. Это факт, который не стоит забывать строителям газовых потоков по морскому дну. Газовые потоки по дну морскому нужны, пока они нужны потребителю как более надежный способ транспортировки газа минуя не очень надежные маршруты через страны-транзитеры: Украину, Польшу и даже Белоруссию.  Но бурный рост СПГ перевозок морем наглядно демонстрирует что подобное – транспортировка трубопроводом - не будет оставаться "вечным". Газ по трубам - это не навсегда. Об этом не следует забывать.
 
Сколько же сжиженного  газа сможет принимать всего один британский супертерминал СПГ  South Hook ? После запуска на полную мощность в первом квартале 2010 года этот терминал сможет принимать ежегодно 15,6 миллионов тонн СПГ или, после регазификации, – 21 миллиард кубометров природного газа, которые будут закачиваться с терминала в Национальную газораспределительную Сеть. И это составит 20% от ВСЕЙ потребности Великобритании в природном газе. И этот терминал новейший, но не единственный в Англии.
 
 Здесь есть о чем призадуматься. И Газпрому и тем, кто определяет экспортно-сырьевую модель российской экономики. Какими будут завтра, и тем более послезавтра, цены на газ в Европе при массированных поставках дешевого СПГ из самых разных стран – Катара, Алжира и других  газодобывающих стран? Конечно, у нас есть, как альтернативный вариант экспортных маршрутов, «вечно голодный» к энергоресурсам соседний Китай. Но Китай всегда очень жестко торгуется и продать ему «по европейской цене» газ вряд ли удастся.Точнее - не иудастся никогда. Цена всегда будет ниже, чем для Запада.  А если трубопроводы, ведущие на Запад будут загружены лишь частично, то какой тогда будет цена газа? И для Запада и для Востока? Очевидно, что цена на газ в этом случае резко снизится. При растущей себестоимости добычи газа.
 
Все эти вопросы очень непросты. Но ясно одно: необходимо форсированными темпами развивать производство СПГ в России. Необходимо строить весьма дорогостоящие заводы СПГ в России и необходимо сделать прорыв в новых способах транспортировки газа, причем, не обязательно для экспорта. Конечно, можно по прежнему качать природный газ по трубе, брать за прокачку газа дополнительные хорошие деньги  и при этом рассчитывать на то что это «вечный бизнес». Но ничего вечного нет. Включая способы транспортировки газа. Со всеми вытекающими из этого чисто экономическими и сугубо политическими следствиями, как для Газпрома, так  и для российского государства, для его внешнеэкономической политики, для реальной роли России в  мировой политике. Частный пример строительства супертерминалов СПГ и супертанкеров СПГ наглядно свидетельствует о том. что у «евроатлантистов» есть хорошо продуманная и уже технически реализуемая стратегия в отношении «энергетической независимости Европы от России». Что, как минимум, ослабляет позиции России в Европе, а как максимум, делает Россию «не очень нужной» для Европы. А это является подтверждением того, что в новых исторических условиях старые цели создания НАТО остаются неизменными. А именно : «To keep America in, Germany down and Russia out”. То есть «Держать Америку в Европе, Россию – за пределами Европы, а Германию держать в подчиненном состоянии».
 
Изменились ли эти цели с 1949 года, когда было создана  НАТО? Очень сомнительно, что они реально изменились. Возможно, это была одна из причин того, что именно Германия была заинтересована в прокладке газопровода по дну Балтийского моря от российского до германского терминала. А малые сателлиты США  всячески сопротивлялись этому, несмотря на экономические интересы гегемона европейской экономики – Германии. Потому, что в трубопроводном «флаконе» на дне морском тоже есть и экономика, и политика, причем политики даже больше. Потому что и США с Великобританией, и зажатые между Россией и Германией малые сателлиты США в Восточной Европе, каждая группа этих стран, по своим собственным причинам, категорически не желают укрепления российско-германского континентального партнерства в любой форме.
 
Такая политика и такие страхи в Европе не новы – им не менее ста лет. Но они продолжают сказываться на всем. Включая способы и маршруты транспортировки газа из России и из других стран, по дну морскому и по волнам морским. Из чего следует, что в маршрутах и в способах транспортировки российского газа не должно быть перекосов в какую-либо сторону, их выбор должен быть прагматическим, но он всегда должен делаться не только исходя из сиюминутных прагматических интересов, но и с позиций перспектив в обозримом будущем. Именно так поступают «евроатлантисты», стратегически планируя свое будущее и  строя для этого будущего новые супертерминалы СПГ и новые супертанкеры СПГ. И хотя строят всё это частные крупные корпорации, мы сегодня уже прекрасно понимаем, что государственная власть и крупный бизнес почти всегда едины в любой стране мира. Нам, тем более, не надо далеко ходить за примерами тесной связи сверхкрупного частного бизнеса и государственной власти. Пример подобной деловой связи у «евроатлантистов» отличается лишь тем, что  у них  интересы крупных корпораций совпадают с государственными интересами, иллюстрацией чего может служить строительство  нового супертерминала СПГ  South Hook на западном побережье Великобритании. Это выгодно корпорация и это же выгодно стране и ее гражданам. (Точнее-подданым ).
  
Всего сегодня в мире насчитывается 136 танкеров-метановозов, которые перевозят по морю 120 млн. метрических тонн СПГ в любую точку земного шара. Новые метановозы строятся многими странами.  ОАО «Газпром» также планирует строительство двух метановозов на Северной верфи Санкт-Питербурга совместно с южнокорейской Samsung Heavy Industries. Позднее для обслуживания  десяти газодобывающих платформ на шельфовых газовых месторождениях в арктических морях планируется  построить или заказать около 80 метановозов. Ясно, что метановозы ледового класса будут меньше чем существующие супертанкеры.

==================================================
Примечание.

 Оригинал этой статьи написан на английском языке и она, с иллюстрациями, размещена на этом сайте.
Здесь же приводится сокращенная русская версия этой публикации автора на другом газовом сайте.

В английской версии статьи, в частности, с одобрением пишется о плане Путина проложить подводный газопровод по дну Балтийского моря, с тем чтобы связать напрямую российский и германский газовые терминалы, минуя транзитные страны с их непредсказуемой политической увязкой вопросов транзита газа с иными политическими и экономическими вопросами. По мнению автора статьи, независимо от реальных мотивов такого решения президента Путина, прокладка "Северного потока" объективно более тесно привязывает экономики Германии и России друг к другу и способствует укреплению взаимовыгодного российско-германского сотрудничества. Визит президента Путина в Катар в 2007 году и переговоры с эмиром Катара также вполне вероятно имели своим результатом некие договренности не допустить обвала цен на газ, ввиду больших объемов СПГ, поставляемых из Катара по ценам спотового рынка. Обвал цен на газ невыгоден обеим странам. Хотя, активное участие американцев в постройке отпускающего СПГ супертерминала в Катаре, вне всякого сомнения свидетельствует о намерении американцев добиться увеличения поставок СПГ на рынок.

В статье также выражается сожаление в том, что западные, и прежде всего американские крупные корпорации, проводят свою корпоративную политику таким образом, что их корпоративные интересы и государственные интересы стран Запада и, в особенности США, полностью совпадают, в то время, как российские крупные сырьевые экспортные компании, преследуя лишь цели извлечения прибыли из добытого и экспортируемого сырья, фактически тормозят развитие российского производственного сектора, а нередко и способствуют его дальнейшей деградации и даже полному разрушению. Продолжение подобного курса недопустимо, ибо оно угрожает интересам национальной безопасности России и оно способствует развитию тенденций на полный развал России по сценарию распада СССР, который, якобы, распался по сугубо экономическим причинам.

Сооружение терминалов по транспортировке СПГ в больших объемах дает пример того, что экономическая политика крупных сырьевых компаний не обязательно должна "по причинам экономической целесообразности"  наносить ущерб национальной экономике в целом, способствовать ей разрушению. История России со времен  Петра Великого во многом есть история попыток "научиться передовому опыту западных стран", однако не все эти уроки были надлежащим образом усвоены российским бизнесом, особенно, если это было невыгодно.

Статья заканчивается надеждами на то, что в обозримом будущем промышленная политика в Росси будет коренным образом пересмотрена и исправлена. После чего очередная попытка вновь "догонять Запад" будет более реалистичной. Тем более, что известно:  "Русские медленно запрягают, но зато потом  быстро едут".

На Главную страницу 

 

 
Сайт управляется системой uCoz